Компания LG Display, один из мировых лидеров по производству плоскопанельных дисплеев, представила новый телевизор-обои (wallpaper TV), сочетающий в себе прекрасное качество изображения на базе технологии органических светодиодов (OLED), гнущийся ультратонкий экран и малый вес. Новинка с диагональю 55 дюймов настолько легкая (1,9 кг) и тонкая (менее 1 мм толщиной), что может крепиться на стену с помощью магнитов.
Продемонстрированный на специально организованной по этому случаю пресс-конференции в Южной Корее дисплей является всего лишь прототипом, призванным в очередной раз привлечь внимание рынка к технологии органических светодиодов. В компании LG Display также заявили, что делают серьезную ставку на OLED в надежде, что данная технология в скором времени станет очень популярной.
Тоньше, легче и гибче
Зачастую, процесс монтажа и просто перестановка ТВ-дисплеев в помещении является задачей долгой и трудоемкой. В компании LG Display уверены, что представленная ими новинка сделает любую установку легкой и быстрой. Продемонстрированная 55-дюймовая OLED-панель, имеющая толщину всего 0,97 мм, выглядит намного стройнее представленного в 2012 году нынешнего флагманского 55-дюймового OLED-экрана компании LG Display, толщина которого составляет 4,3 мм. Благодаря дополнительным аксессуарам — специальной магнитной поверхности, которая очень просто крепится при монтаже на стену позади телевизора, — повесить новую ТВ-панель на стену становится минутным делом. А для того, чтобы снять телевизор со стены, достаточно просто потянуть за край.
Компания LG Display продемонстрировала также рабочий вариант рулонного телевизора (Roll-Up TV), который остается прозрачным, когда не используется. Ultra HD-экран использует специальную пленку вместо пластика в качестве задней стенки, которая позволяет сворачивать дисплей в плотный рулон для транспортировки. Как ожидается, в будущем эта новинка будет в основном ориентирована для использования при инсталляциях Digital Signage в ходе реализаций крупномасштабных проектов наружной рекламы.
Что такое OLED?
Технология органических светодиодов (Organic Light-Emitting Diode или OLED) — это тип технологии отображения, в последнее время нашедший активное применение при производстве дисплеев. Он позволяет создавать еще более тонкие телевизоры, чем жидкокристаллические или плазменные ТВ, но, в то же время, в эксплуатации они более экологические, а качество формируемой картинки лучше. К примеру, представленная компанией LG Display ТВ-панель толщиной 0,97 мм на сегодняшний день является самым тонким ТВ-экраном в мире.
Главный принцип действия технологии органических светодиодов состоит в том, что пленка на основе органических полимеров помещается между двумя электродами. Подаваемое напряжение через этот эмиссионный слой заставляет его светиться. Основное отличие от ЖК-телевизоров состоит в том, что OLED-пиксели самостоятельно генерируют и излучают свой собственный свет. Причем управление каждым пикселем осуществляется отдельно.
При производстве OLED-дисплеев применяется высокомолекулярное тонкопленочное вещество на основе полиимидов, используемое в качестве печатной платы для гибкой панели, что, в отличие от пластиковой основы, позволяет дисплею сгибаться в разных направлениях. Использование полиимидной пленки также помогает значительно уменьшить толщину панели, а, значит, и ее вес. Кроме того, существенно минимизировать толщину дисплея помогает и то, что OLED-экран сам излучает фотоны в область видимого света, в отличие от жидкокристаллических дисплеев, использующих заднюю подсветку. Таким образом, усовершенствованный OLED-дисплей поможет сделать телевизор будущего еще тоньше и легче. А его транспортировка будет осуществляться в виде плотно свернутых рулонов.
OLED-дисплеи обладают сравнительно низким энергопотреблением, практически полным отсутствием инертности (время отклика менее 0,01 мс), превосходной контрастностью (каждый пиксель светится и контролируется независимо от других), а также могут похвастаться большими углами обзора и очень широким диапазоном яркости изображения. И не забываем о легкости и гибкости. Все это делает OLED-технологию привлекательной для доминирующего использования не только в будущих телевизорах, но и для широкого круга других продуктов, включая различные мобильные устройства.
К основным недостаткам OLED-технологии относят пока относительно небольшой срок эксплуатации, а также отсутствие массового спроса и, как обычное следствие в таких случаях, неэффективность и дороговизна производства больших и даже средних по размеру OLED-матриц.
На данный момент наиболее распространены в мире OLED-телевизоры от двух производителей: LG и Samsung. Основное принципиальное различие между ними заключается в используемой в матрицах структуре суб-пикселей. В OLED-телевизорах от Samsung применяется традиционная пиксельная RGB-структура без каких-либо цветовых фильтров, используемых активно, к примеру, в плазменных ТВ. В корпорации LG сделали ставку на четырехцветный WRGB-пиксель, где белый свет пропускается через цветовой фильтр. В компании LG Display, производящей OLED-дисплеи пока в основном для дальнейшего производственного применения внутри материнской корпорации, уверяют, что такая структура пикселя обеспечивает более яркое изображение.
OLED-оптимизм от LG
В компании LG Display считают OLED-экраны очень привлекательными для рынка и надеются, что в ближайшее время произойдет взрывоподобный спрос на эту технологию. Так, глава OLED-подразделения производственной компании LG Display Сан-Деог Йео (Sang-Deog Yeo) заявил: «OLED — это сейчас одна из самых прогрессивных технологий не только для нашей компании, но и для всей аудиовизуальной индустрии». Он также поведал о планах компании по наращиванию и усовершенствованию производства OLED-панелей, чтобы быть в состоянии уже в ближайшее время удовлетворить растущий спрос на технологию органических светодиодов со стороны потребителей.
LG Display оценивает объем продаж для OLED-панелей в 2015 году на уровне 600 тыс. единиц и прогнозирует увеличение до 1,5 млн. единиц в 2016 году. Правда, рассказывать, кто из их клиентов, кроме аффилированной компании LG Electronics, еще проявляет интерес к OLED-панелям, в LG Display отказываются. Основное внимание будет уделено большим экранам с ориентацией на сегмент премиум-класса. Так, в начале прошлого года компания вывела на рынок 55-дюймовые, 66-дюймовые и 77-дюймовые модели OLED-дисплеев. На очереди — размер в 99 дюймов. В компании также продолжат процесс модернизации производственного процесса для других сегментов рынка с ориентацией на малые или средние ТВ-экраны, а также на экраны мобильных устройств и цифровые панели управления транспортных средств. В частности, речь идет о выводе на рынок прозрачных, гибких и сворачиваемых дисплеев.
«У нас ушло всего полтора года, чтобы достичь нынешнего производственного выхода матриц по технологии OLED. В свое время мы потратили около 10 лет, чтобы получить аналогичный результат для LCD», — рассказал Сан-Деог Йео.
Дальше — больше. Если верить словам руководителя направления OLED в LG Display, основной для корпорации LG стратегией в направлении производства дисплеев в обозримом будущем станет ориентация на OLED-технолию. В качестве подтверждения своего оптимистического ожидания, в компании LG Display любят ссылаться на комментарий «отца OLED» и профессора в Рочестерском Университете штата Нью-Йорк Дэн Цинъюня, также известного как Чин В. Тана (Ching W. Tang). В оригинале он предположил, что OLED-дисплеи не будут использоваться повсеместно в ближайшие 5-10 лет. Но в корпорации LG уверены, что уважаемый ученый-химик говорил о сравнении отгрузок OLED-экранов по отношению к ЖК-экранам.
Проблемы OLED-развития
Однако ситуация на рынке пока не такая радужная для OLED-технологии, как хотелось бы компании LG Display. Себестоимость производства все еще высока, объемы сбыта незначительны, а сам рынок перенасыщен малыми и большими ЖК-экранами, конкурировать с которыми по цене очень сложно из-за низкого уровня прибыли в этой отрасли.
При зарождении технологического процесса производства OLED-матриц производственный выход был очень низким, а это означало, что на любую партию пригодных для продаж OLED-экранов приходилось гораздо большее количество бракованных изделий, выкинутых на свалку. На данный момент производственный процесс значительно усовершенствовался, но себестоимость остается все еще высокой, что благоприятно сказалось на сбыте в премиум-сегменте, но все еще не позволяет предложить конкурентоспособный продукт для остальных, более чувствительных к цене сегментов. К примеру, получивший очень положительную реакцию рынка 65-дюймовый 4K OLED-телевизор LG стоит около $ 9000.
Все никак не может прижиться на рынке и уникальный тренд OLED-дисплеев — изогнутый телевизор. Да, он выглядит эффектно, но большинство пользователей все равно выбирают привычный плоский экран. Многие эксперты рынка уже успели высказаться, что изогнутый дисплей имеет гораздо больше перспектив на других рынках, к примеру, мобильных телефонов.
Все еще требующей решения остается и другая головная боль OLED-матриц — синий пиксель. Он истощается гораздо быстрее, чем красный и зеленый. Решение от Samsung — сделать синий пиксель в два раза больше других. А для WRGB-системы от LG, как утверждает производитель, проблема не должна быть настолько актуальной. Хотя, насколько эффективными оказались такие решения, мы сможем понять только через некоторое время.
По материалам Daily Mail.