Конференц-система - это комплект звукового оборудования, состоящий из центрального блока, нескольких микрофонных пультов и обеспечивающий определённый набор функциональности для проведения заседаний, слушаний, съездов и т.п, в специально выделенных помещениях. Микрофонные пульты располагаются на столах участников заседания и, как правило, последовательно соединены друг с другом кабелем в цепочку. Центральный блок конференц-системы снабжен интерфейсом для подключения к системам звукоусиления.
Забегая вперед…
Конференц-системы порой могут использоваться и не по своему прямому назначению, например в небольших конференц-залах типа “круглый стол”, оборудованных системами видеоконференций (ВКС). В таких конференц-залах не требуется звукоусиление речи, но необходим инструмент, обеспечивающий автоматическое наведение видеокамеры системы ВКС на говорящего участника. Таким образом, конференц-система осуществляет две функции:
- съем речи участника для передачи на удаленную сторону;
- выдача команд для наведения видеокамеры на активный (включенный) микрофонный пульт.
Как было, когда еще конференц-систем не было
До появления на рынке конференц-систем для звукоусиления речи участников, находящихся в одном помещении за столом заседаний использовались микрофоны и микшерный пульт с большим числом входов. Конструкция микрофонов должна была включать в себе, в том числе, и настольную подставку. Микрофоны устанавливались на столе заседаний. От каждого микрофона до микшера прокладывался микрофонный кабель.
Недостатки:
- большое количество соединительных кабелей от стола заседаний до места установки микшера;
- сложность управления. Одновременное включение большого количества микрофонов повышает склонность системы звукоусиления к самовозбуждению. Дистанционно управлять микрофонами с микшера сложно – нет информации, какие микрофон включены и не используются;
- обязательное присутствие оператора даже для простейших систем. Отключить микрофон дистанционно можно только одним способом – отключить соответствующий вход микшера.
Подобный способ звукоусиления речи участников используется и сегодня. Например, в залах с такой конфигурацией рабочих мест: стол президиума – 4 микрофона; трибуна – 2 микрофона. Установка конференц-системы на малое количество микрофонных пультов не всегда является целесообразной с финансовой точки зрения.
Первые настоящие конференц-системы
Не будем глубоко ворошить историю…
Не совсем первой по времени, но очень популярной классической конференц-системой была система RCF DI.CO SYS. Что интересно, на протяжении более 10 лет (вплоть до конца 2014 года) система все еще производилась. Конференц-система DI.CO SYS являлась классической чисто аналоговой системой.
Система состоит из трех основных компонентов:
- центрального блока;
- микрофонного пульта председателя (один пульт в системе);
- микрофонных пультов участников.
Все микрофонные пульты включаются последовательной цепочкой. Первым пультом в цепочке должен быть пульт председателя, который подключается к центральному блоку. Подключение пультов осуществляется специальным кабелем (7-ми жильным). Максимальная длина цепи – 100 метров (по кабелю).
На рисунке 1 приведена функциональная схема конференц-системы RCF DI.CO.
- Каждый микрофонный пульт получил встроенный громкоговоритель местного озвучивания (~ 0,7 Вт) который воспроизводит звуковой сигнал от микрофонов микрофонных пультов. Кроме того, каждый микрофонный пульт имеет кольцевой световой индикатор, показывающий состояние микрофона (Включен/Выключен).
- Каждый микрофонный пульт имеет клавишу включения/выключения микрофона (“МИКРОФОН”). Состояние микрофона отображается кольцевым световым индикатором. При включении микрофона автоматически выключается громкоговоритель микрофонного пульта для предотвращения самовозбуждения.
- Микрофонный пульт председателя дополнительно имеет клавишу приоритета (“ПРИОРИТЕТ”), которая временно прерывает подачу звукового сигнала от включенных микрофонных пультов участников.
Преимущества:
- сократилось число соединительных кабелей от стола заседаний до одного;
- появилась индикация состояния микрофона (Включен/Выключен) каждого микрофонного пульта;
- появилась простейшая возможность дистанционного управления микрофонами участников (клавиша “ПРИОРИТЕТ”).
Недостатки:
- отсутствует полноценная система дистанционного управления;
- осталось проблема склонности системы к возбуждению при одновременном включении большого числа микрофонных пультов;
- появилось дополнительное ограничение – пульт председателя всегда должен быть первым в цепочке микрофонных пультов.
Шаг вперед – аналоговые конференц-системы с цифровым управлением
Если в аналоговых конференц-системах все действия, связанные с нажатием клавиши реализуются непосредственно в микрофонном пульте, то в конференц-системах системах с цифровым управлением при нажатии кнопки в центральный блок отправляется квитанция, в ответ на которую центральный блок отправляет в микрофонный пульт команду (или набор команд) на выполнение определенных действий. ЭТО ВАЖНО! Это дает возможность значительно расширить функционал аналоговых конференц-систем с цифровым управлением.
В аналоговых конференц-системах с цифровым управления появилась дополнительная двунаправленная шина управления. Это потребовало введение адресации для микрофонных пультов. Каждому пульту должен быть присвоен персональный идентификатор - ID.
И в микрофонных пультах, и в центральном блоке появились электронные схемы (блоки), отвечающие за передачу и интерпретацию команд управления. Электронные схемы передачи речи принципиально не изменились.
Мгновенный результат:
- ограничение количества одновременно включенных микрофонов (например, 4). Теперь центральный блок в соответствии со своей логикой определяет, разрешить или не разрешить включение следующего микрофона. Включено 4 микрофона, пятый участник хочет включить свой микрофон, и нажимает соответствующую клавишу. Но микрофон не включается, а встает в очередь на включение (световой индикатор включается в режим мигания). Включение данного микрофона произойдет только тогда, когда выключится один из четырех включенных в данный момент микрофонов.
Результаты на перспективу:
- центральный блок имеет полную информацию о включенных микрофонах и микрофонах, ожидающих включения. Эта информация может использоваться для работы внешних систем управления (вывод на табло информации об очереди выступающих, наведение видеокамер систем технологического телевидения и т.п.). Кроме того, появилась возможность дистанционного включения/выключения любого микрофона с помощью системы внешнего управления.
- расширить функционал конференц-систем, а именно реализовать возможность голосования. Для реализации возможности голосования микрофонный пульт оснащается клавишами голосования (обычно 3 клавиши: ЗА/ПРОТИВ/ВОЗДЕРЖАЛСЯ).
Недостатки:
- для организации шины управления потребовалось добавить новые проводники в соединительные кабели. В результате соединительный кабель стал еще более толстым и более жестким. Кроме того, потребовались разъемы с бОльшим числом контактов. Все это усложнило прокладку кабеля и подключение микрофонных пультов.
С точки зрения функционирования такой конференц-системы по своему основному назначению – звукоусиление речи, у аналоговых конференц-систем с цифровым управлением нет недостатков!
Последующие шаги
В цифровых конференц-системах все данные (речь и управление) передается в цифровой форме. Это дает большой потенциал для дальнейшего развития функционала конференц-систем.
Голосование
В простейшем виде возможность голосования присутствовала еще в аналоговых конференц-системах с цифровым управлением. Микрофонные пульты имеют соответствующие клавиши для голосования (ЗА/ПРОТИВ/ВОЗДЕРЖАЛСЯ). Центральный блок способен раздельно рассчитать сумму голосов и передать на устройство отображения результаты.
Но полноценное голосование с системой идентификации голосующих реализуется в цифровых конференц-системах. Персональная идентификация голосующих, как правило, осуществляется с использованием различного рода карточек.
Каждый участник получает уникальную карточку, карточка закрепляется за участником (в базу данных конференц-системы вносится имя участника и соответствующий номер карточки -ID). Участник устанавливает карточку в считывающее устройство микрофонного пульта, и в дальнейшем все совершенные действия на данном микрофонном пульте (активация микрофона, запрос на выступление, голосование) идентифицируются как действия данного конкретного участника.
Синхроперевод
В принципе система синхронного перевод речи – это самостоятельная и законченная система. Синхроперевод более правильно следует рассматривать не как функцию конференц-системы, а как отдельную самостоятельную систему (такую же, как и конференц-систему). Наиболее популярные на сегодня системы синхроперевода – системы инфракрасного распределения речи.
Более правильно говорить об интеграции двух самостоятельных систем: конференц-системы и системы синроперевода.
Система синхроперевода может быть интегрирована с любой аналоговой конференц-системой (данную интеграцию можно назвать условной, по сути никакой интеграции то и нет!). В данном случае интеграция заключается в подаче звуковых сигналов от микрофонных пультов конференц-системы на пульт (или несколько пультов) системы синхроперевода.
В полном смысле этого слова интеграцией можно назвать интеграцию цифровой конференц-системы, например Bosch DCN и системы синхроперевода Bosch Integrus. При такой интеграции каналы синхроперевода (проводного) доступны на микрофонных пультах цифровой конференц-системы. Достаточно подключить наушники к разъемам микрофонных пультов и выбрать необходимый канал синхроперевода.
Недостатки:
- интеграция в полном смысле слова возможна только у определенных моделей конференц-систем и систем синхроперевода.
Модные тенденции
Конференц-системы – достаточно востребованное оборудование. Строятся новые офисные здания, реконструируются старые. Спрос существует. Чтобы еще более увеличить спрос и увеличить доходность производители потихоньку “навешивают” на столь узкофункциональные системы абсолютно несвойственные функции. Последняя тенденция – превращение микрофонного пульта в некое многофункциональное устройство – мультимедийное рабочее место. С коммерческой точки зрения – возможно, это большой плюс. С технической точки зрения, данное решение сложно назвать плюсом, скорее – это минус! Это дополнительные ограничения для технических специалистов при проектировании АВК в целом.
Продолжение: "Конференц-системы. Совершенствование"