Конференц-системы. Эволюция

Конференц-система - это комплект звукового оборудования, состоящий из центрального блока, нескольких микрофонных пультов и обеспечивающий определённый набор функциональности для проведения заседаний, слушаний, съездов и т.п, в специально выделенных помещениях. Микрофонные пульты располагаются на столах участников заседания и, как правило, последовательно соединены друг с другом кабелем в цепочку. Центральный блок конференц-системы снабжен интерфейсом для подключения к системам звукоусиления.

Основное функциональное назначение конференц-системы – звукоусиление речи участников, находящихся за рабочими местами.

Забегая вперед…

Конференц-системы порой могут использоваться и не по своему прямому назначению, например в небольших конференц-залах типа “круглый стол”, оборудованных системами видеоконференций (ВКС). В таких конференц-залах не требуется звукоусиление речи, но необходим инструмент, обеспечивающий автоматическое наведение видеокамеры системы ВКС на говорящего участника. Таким образом, конференц-система осуществляет две функции:

  • съем речи участника для передачи на удаленную сторону;
  • выдача команд для наведения видеокамеры на активный (включенный) микрофонный пульт.

 

Как было, когда еще конференц-систем не было

 
До появления на рынке конференц-систем для звукоусиления речи участников, находящихся в одном помещении за столом заседаний использовались микрофоны и микшерный пульт с большим числом входов. Конструкция микрофонов должна была включать в себе, в том числе, и настольную подставку. Микрофоны устанавливались на столе заседаний. От каждого микрофона до микшера прокладывался микрофонный кабель.

Недостатки:

  • большое количество соединительных кабелей от стола заседаний до места установки микшера;
  • сложность управления. Одновременное включение большого количества микрофонов повышает склонность системы звукоусиления к самовозбуждению.  Дистанционно управлять микрофонами с микшера сложно – нет информации, какие микрофон включены и не используются;
  • обязательное присутствие оператора даже для простейших систем. Отключить микрофон дистанционно можно только одним способом – отключить соответствующий вход микшера.

 
Подобный способ звукоусиления речи участников используется и сегодня. Например, в залах с такой конфигурацией рабочих мест: стол президиума – 4 микрофона; трибуна – 2 микрофона. Установка конференц-системы на малое количество микрофонных пультов не всегда является целесообразной с финансовой точки зрения.
 

Первые настоящие конференц-системы

 
Не будем глубоко ворошить историю…

Не совсем первой по времени, но очень популярной классической конференц-системой была система RCF DI.CO SYS. Что интересно, на протяжении более 10 лет (вплоть до конца 2014 года) система все еще производилась. Конференц-система DI.CO SYS являлась классической чисто аналоговой системой.

Система состоит из трех основных компонентов:

  • центрального блока;
  • микрофонного пульта председателя (один пульт в системе);
  • микрофонных пультов участников.

 
Все микрофонные пульты включаются последовательной цепочкой. Первым пультом в цепочке должен быть пульт председателя, который подключается к центральному блоку. Подключение пультов осуществляется специальным кабелем (7-ми жильным). Максимальная длина цепи – 100 метров (по кабелю).

На рисунке 1 приведена функциональная схема конференц-системы RCF DI.CO.

Рис.1 Функциональная схема аналоговой конференц-системы RCF DI.CO.

Рис.1 Функциональная схема аналоговой конференц-системы RCF DI.CO.

 

  1. Каждый микрофонный пульт получил встроенный громкоговоритель местного озвучивания (~ 0,7 Вт) который воспроизводит звуковой сигнал от микрофонов микрофонных пультов. Кроме того, каждый микрофонный пульт имеет кольцевой световой индикатор, показывающий состояние микрофона (Включен/Выключен).
  2. Каждый микрофонный пульт имеет клавишу включения/выключения микрофона (“МИКРОФОН”). Состояние микрофона отображается кольцевым световым индикатором. При включении микрофона автоматически выключается громкоговоритель микрофонного пульта для предотвращения самовозбуждения.
  3. Микрофонный пульт председателя дополнительно имеет клавишу приоритета (“ПРИОРИТЕТ”), которая временно прерывает подачу звукового сигнала от включенных микрофонных пультов участников.

Преимущества:

  • сократилось число соединительных кабелей от стола заседаний до одного;
  • появилась индикация состояния микрофона (Включен/Выключен) каждого микрофонного пульта;
  • появилась простейшая возможность дистанционного управления микрофонами участников (клавиша “ПРИОРИТЕТ”).

Недостатки:

  • отсутствует полноценная система дистанционного управления;
  • осталось проблема склонности системы к возбуждению при одновременном включении большого числа микрофонных пультов;
  • появилось дополнительное ограничение – пульт председателя всегда должен быть первым в цепочке микрофонных пультов.
  •  

 

Шаг вперед – аналоговые конференц-системы с цифровым управлением

 
Если в аналоговых конференц-системах все действия, связанные с нажатием клавиши реализуются непосредственно в микрофонном пульте, то в конференц-системах системах с цифровым управлением при нажатии кнопки в центральный блок отправляется квитанция, в ответ на которую центральный блок отправляет в микрофонный пульт команду (или набор команд) на выполнение определенных действий. ЭТО ВАЖНО! Это дает возможность значительно расширить функционал аналоговых конференц-систем с цифровым управлением.

В аналоговых конференц-системах с цифровым управления появилась дополнительная двунаправленная шина управления. Это потребовало введение адресации для микрофонных пультов. Каждому пульту должен быть присвоен персональный идентификатор - ID.

И в микрофонных пультах, и в центральном блоке появились электронные схемы (блоки), отвечающие за передачу и интерпретацию команд управления. Электронные схемы передачи речи принципиально не изменились.

Мгновенный результат:

  • ограничение количества одновременно включенных микрофонов (например, 4). Теперь центральный блок в соответствии со своей логикой определяет, разрешить или не разрешить включение следующего микрофона. Включено 4 микрофона, пятый участник хочет включить свой микрофон, и нажимает соответствующую клавишу. Но микрофон не включается, а встает в очередь на включение (световой индикатор включается в режим мигания). Включение данного микрофона произойдет только тогда, когда выключится один из четырех включенных в данный момент микрофонов.

Результаты на перспективу:

  • центральный блок имеет полную информацию о включенных микрофонах и микрофонах, ожидающих включения. Эта информация может использоваться для работы внешних систем управления (вывод на табло информации об очереди выступающих, наведение видеокамер систем технологического телевидения и т.п.). Кроме того, появилась возможность дистанционного включения/выключения любого микрофона с помощью системы внешнего управления.
  • расширить функционал конференц-систем, а именно реализовать возможность голосования. Для реализации возможности голосования микрофонный пульт оснащается клавишами голосования (обычно 3 клавиши: ЗА/ПРОТИВ/ВОЗДЕРЖАЛСЯ).

Недостатки:

  • для организации шины управления потребовалось добавить новые проводники в соединительные кабели. В результате соединительный кабель стал еще более толстым и более жестким. Кроме того, потребовались разъемы с бОльшим числом контактов. Все это усложнило прокладку кабеля и подключение микрофонных пультов.

 
С точки зрения функционирования такой конференц-системы по своему основному назначению – звукоусиление речи, у аналоговых конференц-систем с цифровым управлением нет недостатков!
 

Последующие шаги

 
В цифровых конференц-системах все данные (речь и управление) передается в цифровой форме. Это дает большой потенциал для дальнейшего развития функционала конференц-систем.

Голосование

В простейшем виде возможность голосования присутствовала еще в аналоговых конференц-системах с цифровым управлением. Микрофонные пульты имеют соответствующие клавиши для голосования (ЗА/ПРОТИВ/ВОЗДЕРЖАЛСЯ). Центральный блок способен раздельно рассчитать сумму голосов и передать на устройство отображения результаты.

Но полноценное голосование с системой идентификации голосующих реализуется в цифровых конференц-системах. Персональная идентификация голосующих, как правило, осуществляется с использованием различного рода карточек.

Каждый участник получает уникальную карточку, карточка закрепляется за участником (в базу данных конференц-системы вносится имя участника и соответствующий номер карточки -ID). Участник устанавливает карточку в считывающее устройство микрофонного пульта, и в дальнейшем все совершенные действия на данном микрофонном пульте (активация микрофона, запрос на выступление, голосование) идентифицируются как действия данного конкретного участника.

Синхроперевод

В принципе система синхронного перевод речи – это самостоятельная и законченная система. Синхроперевод более правильно следует рассматривать не как функцию конференц-системы, а как отдельную самостоятельную систему (такую же, как и конференц-систему). Наиболее популярные на сегодня системы синхроперевода – системы инфракрасного распределения речи.

Более правильно говорить об интеграции двух самостоятельных систем: конференц-системы и системы синроперевода.

Система синхроперевода может быть интегрирована с любой аналоговой конференц-системой (данную интеграцию можно назвать условной, по сути никакой интеграции то и нет!). В данном случае интеграция заключается в подаче звуковых сигналов от микрофонных пультов конференц-системы на пульт (или несколько пультов) системы синхроперевода.

В полном смысле этого слова интеграцией можно назвать интеграцию цифровой конференц-системы, например Bosch DCN и системы синхроперевода Bosch Integrus. При такой интеграции каналы синхроперевода (проводного) доступны на микрофонных пультах цифровой конференц-системы. Достаточно подключить наушники к разъемам микрофонных пультов и выбрать необходимый канал синхроперевода.

Недостатки:

  • интеграция в полном смысле слова возможна только у определенных моделей конференц-систем и систем синхроперевода.

 

Модные тенденции

 
Конференц-системы – достаточно востребованное оборудование. Строятся новые офисные здания, реконструируются старые. Спрос существует. Чтобы еще более увеличить спрос и увеличить доходность производители потихоньку “навешивают” на столь узкофункциональные системы абсолютно несвойственные функции. Последняя тенденция – превращение микрофонного пульта в некое многофункциональное устройство – мультимедийное рабочее место. С коммерческой точки зрения – возможно, это большой плюс. С технической точки зрения, данное решение сложно назвать плюсом, скорее – это минус! Это дополнительные ограничения для технических специалистов при проектировании АВК в целом.

Продолжение: "Конференц-системы. Совершенствование"