Конференц- и конгресс-системы

Конференц-система (конгресс-система, дискуссионная система) — это комплект аудио оборудования, в общем виде состоящий из центрального блока и набора микрофонных пультов по числу делегатов, обеспечивающий определённый функционал необходимый для проведения конференций, съездов, заседаний, слушаний, пресс-конференций в залах и других подобных помещениях. Микрофонные пульты располагаются на столах участников заседания и последовательно соединены друг с другом кабелями в одну или несколько “цепочек” в зависимости от конфигурации помещения, последний микрофонный пульт подключается к центральному блоку, исключение беспроводные конференц-системы. Центральный блок системы имеет все необходимые интерфейсы для подключения к системам звукоусиления, перевода, записи/стенографирования и т.д.

Часто фигурирующее разделение конференц-систем на конгресс-системы, дискуссионные системы и т.д. является всего лишь маркетинговым шагом, и не несет с технической точки зрения каких-либо существенных различий.

Профессиональные конференц-системы позволяют, с одной стороны, проводить заседания без напряжения слуха и голосовых связок, а с другой стороны, управлять ходом обсуждения, четко регламентируя ораторов. Для этого администратору совещания (или председателю) должен быть доступен целый ряд функций, упрощающих взаимодействие с участниками, в процессе проведения мероприятия.

Ключевые функции:

  • интерактивное управление микрофонами;
  • регистрация и аутентификация участников по картам;
  • создание электронной базы делегатов
  • формирование очереди запросов на выступление;
  • управление повесткой дня;
  • ограничение времени выступления;
  • 3-х или 5-ти кнопочное голосование;
  • подключение к системам отображения;
  • проводной или беспроводной многоканальный синхронный перевод.

В зависимости от задач подбираются те или иные аппаратные или программные компоненты системы.

Хотя конференц-системы способны объединять до нескольких тысяч делегатов, редкие из них достигают размеров нескольких сотен, большинство из них парламенты различных государств.

Основные виды конференц-систем

Традиционно конференц-системы подразделяются на аналоговые и цифровые, который в свою очередь делятся на проводные и беспроводные.

Проводные конференц-системы

Это самый распространенный тип конференц-систем, они гораздо дешевле беспроводных, надежнее и обладают большим функционалом. Передача звука, данных и управляющих сигналов между микрофонными пультами и центральным блоком в таких системах осуществляется по витой паре или специализированному фирменному кабелю, в зависимости от производителя и типа системы.

Аналоговые конференц-системы

В данном типе конференц-систем звук передается в аналоговом виде по специализированным акустическим кабелям, обычно у каждого производителя они свои. Такие системы имеют ограниченные возможности в сравнении с цифровыми, поэтому постепенно уходят с рынка. В большинстве случаев их используют в простых инсталляциях, где не требуются никакие дополнительные возможности связанные с передачей данных, управлением системой и интеграцией с внешними системами.

Основные недостатки (в сравнении с цифровыми системами):

  • ограниченные технические возможности;
  • проблемы в интеграции с внешними цифровыми системами (не подходят для сложных инсталляций);
  • необходимо использование специализированного кабеля от производителя, что удорожает решение.
Стереотипы:
Вопреки распространенному мнению, качество звука у хорошей аналоговой системы ничуть не хуже чем у цифровой.

Цифровые конференц-системы

Технические возможности цифровых конференц-систем позволяют решать задачи любого уровня сложности. Большинство таких систем имею модульный принцип построения, вы можете добавлять нужные функции постепенно, в зависимости от текущих потребностей или бюджета. Цифровая передача позволяет реализовать такие функции, как обмен сообщениями, отображение повестки дня или результатов голосования на экране микрофонного пульта, не доступны аналоговым системам. Всё больше конференц-систем ведущих производителей используют для коммутации витую пару вместо традиционных проприетарных кабелей.

Основные достоинства:

  • большие возможности по настройке аудио;
  • реализация конференц-систем под задачи любого уровня сложности;
  • инсталляция многих систем облегчается за счёт использования в коммутации витой пары;
  • полноценная интеграция с системами управления и программными приложениями на ПК.

Основные недостатки:

  • в некоторых системах до сих пор используется дорогой проприетарный кабель;
  • более высокая цена на уровне простейших систем;
  • при установке сложных комплексных систем необходимо участие профильного специалиста.

С помощью цифровых конференц-систем можно решать задачи любого уровня сложности и возможности год от года расширяются, добавляются различные мультимедийные функции, например, вещание и видеозапись конференции. Стали стандартными такие функции как автоматическое наведение видеокамер на выступающего участника по нажатию клавиши на микрофонном пульте, показ повестки дня, времени на выступление, результатов голосования на внешних системах отображения, в том числе и на нескольких языках.

Автоматическое наведение камер широко используется при интеграции конференц-систем с системами видеоконференцсвязи, даже в небольших переговорных комнатах.

Беспроводные конференц-системы

В большинстве случаев беспроводные конференц-системы используют для передачи звука и данных высокочастотный радиоканал или инфракрасный сигнал.

Это узко-нишевое решение, основная сфера применения - залы или иные помещения, где не возможна прокладка кабелей, например, очень дорогая мебель или объект имеет историческую ценность.

Основное достоинство подобных систем это простота установки, не требуется никакой коммутации между компонентами системы или подключение питания.

Недостатков тоже не мало. Помимо очевидных:

  • подверженность влиянию помех;
  • значительно более высокая цена, чем за соизмеримое по функционалу проводное решение;
  • поддержка гораздо меньшего кол-ва пультов, чем в проводной системе;
  • постоянный контроль заряда аккумуляторов компонентов системы. Обычно для подзарядки требуются специальные кейсы или док-станции.

Это ещё и более низкая отказоустойчивость компонентов системы, хотя производители и не афишируют подобную статистику. Так же не доступен весь спектр дополнительных функций, реализуемых в проводных конференц-системах.

Ключевой проблемой при работе по радиоканалу, а большинство ведущих производителей используют именно эту технологию, являются помехи в используемом частотном диапазоне. Беспроводные конференц-системы одного из лидеров рынка компании Bosch работают на частоте 2,4 ГГц, которая очень часто переполнена растущим количеством Wi-Fi устройств. Их основной конкурент в данном сегменте рынка, Бельгийская компания Televic дополнительно использует частотный диапазон 5,7-5,8 ГГц, и функцию поиска свободной частоты, что обеспечивает более стабильную работу.

Основные компоненты конференц-систем

Речь по большей части пойдёт о проводных конференц-системах. Многое из нижесказанного справедливо и для беспроводных систем, но с определенными ограничениями в области технических возможностей и способов реализации.

Микрофонный пульт

Микрофонные пульты подразделяются по способу установки на настольные (Portable) и врезные (Flush mount), а по выполняемым задачам на делегатские, председательские и пульты переводчиков.
Микрофонный пульты обычно индивидуальны, один участник - один пульт, но есть и исключения, работающие в режиме двух делегатов и, что встречается чаще, пульты с двумя встроенными независимыми селекторами каналов для прослушивания синхроперевода. Использование таких пультов даёт определённую экономию, но определённо неудобно для участников конференции.
Пристально изучив микрофонный пульты, вы можете обнаружить:

  • наличие или отсутствие съемного микрофона на гибкой шее, существуют варианты различной длины от 20-30 до 60 см. Фиксированные микрофоны постепенно уходят в прошлое;
  • один-два селектора каналов для прослушивания синхроперевода и разъемы для наушников (обычно выбранный канал отображается на небольшом дисплее);
  • встроенный динамик;
  • кнопки управления: вкл/выкл микрофона, регулировка громкости, переключение каналов, запрос на выступление если вы Делегат или забрать слово если вы Председатель;
  • 3 или 5 клавиш для голосования (существует два варианта голосования 3-х и 5-ти кнопочное);
  • разъем для электронных карт, обычно применяются для регистрации и передачи информации о делегате в систему;
  • в дорогих моделях возможно наличие в дополнение к клавишам сенсорного дисплея, который так же позволяет отображать повестку дня, результаты голосования и множество других полезных вещей связанных с работой конференц-системы.

Пульт Председателя обладает определёнными функциональными преимуществами перед пультом Делегата. Председатель может отключить микрофон, выступающего участника/-ов или забрать слово себе.
Некоторые компании пошли по пути универсализации своих конференц-систем и делают конфигурируемые пульты, простым нажатием определённого набора кнопок микрофонный пульт переключается между режимами работы Делегат/Председатель.

Кнопки обычно расположены так, что случайно нажать их не возможно.
Подобное решение значительно упрощает работу установщика или проектировщика конференц-системы. Дает дополнительную гибкость при организации конференций.

В системе может быть несколько председателей, на этот случай предусмотрена функция расстановки приоритетов между ними. Некоторые устаревающие аналоговые системы не поддерживают режимов работы на несколько председателей.

Если настольные пульты всегда имеют определённый фиксированный дизайн с возможность минимального изменения, то врезные зачастую имеют модульную/наборную конструкцию или возможность изготовления на заказ.

Обычно микрофонные пульты это самая дорогая часть конференц-системы поэтому подбирать их надо вдумчиво исходя не только из текущих потребностей, но и из будущих задач.
Центральный блок (ЦБ) конференц-системы

Ключевым параметром центральных блоков является кол-во подключаемых микрофонных пультов. Есть как системные ограничения, в базовой комплектации центральный блок обычно поддерживает минимальное число пультов и расширение параметра возможно путём покупки специальных лицензий, так и ограничения по питанию. Так как все пульты конференц-системы получают питания от центрального блока, то от мощности встроенного источника питания и протяженности кабельных линий зависит кол-во подключаемых пультов, то есть в данном случае наращивание системы возможно благодаря повторителям и усилителям.

При проектировании конференц-системы обязательно обращайте внимание на потери питания на кабельных линиях. Настоятельно рекомендуется использовать кабели полностью соответствующие техническим характеристикам, рекомендуемым производителем.

Все микрофонные пульты конференц-системы, соединяясь кабелями последовательно в цепочки, подключаются к центральному блоку.

Центральный блок

Обычно центральные блоки поддерживают от 2 до 4 цепочек микрофонов.
Основные характеристики Центральных блоков:

  • максимальное кол-во подключаемых микрофонов;
  • количество цепочек подключения микрофонов;
  • интерфейсы к внешним звуковым системам (системы озвучивания зала, записи и т.д.);
  • интеграция с внешними системами управления;
  • собственное управление: передняя панель ЦБ, с ПК, по web-интерфейсу;
  • поддержка проводного/беспроводного синхронного перевода;
  • количество каналов синхронного перевода

Основные возможности Центральных блоков:

  • управление микрофонными пультами: регулировка усиления/громкости микрофонов (обычно всех сразу), включение/выключение, рассылка сервисных сообщений (при наличии экрана), голосовая активация (обычно опция);
  • шифрование аудио (обычно опция);
  • кол-во одновременно активных микрофонов;
  • возможность проведения 3/5 кнопочного голосования c выводом результатов на системы отображения (обычно опция);
  • несколько режимов работы (проведения дискуссий), самые популярные это: Автоматический/Автономный , FIFO (First input first output / Режим прерывания), По запросу;
    выбора варианта прерывания выступающего;
  • настройка синхронного перевода: присвоение языков соответствующим каналам, распределение приоритетов между переводчиками и т.д.;
  • взаимодействие с системами видео-конференции (например направление камер на говорящего);
  • подавление акустической обратной связи;
  • протоколирование аудиоинформации;
  • в развитых системах возможно генерация и экспорт отчетов и протоколов заседания с результатами голосования.

Подробнее о некоторых функциях Центральных блоков:

Автоматический / Автономный режим — включение и выключение микрофона происходит путем нажатия кнопки на микрофонном пульте. При этом одновременно включенными может быть определенное количество микрофонных пультов, программируется в центральном блоке системы. Как показывает практика, оставлять включенными более 3-5 микрофонных пультов не имеет смысла, т.к. сильно возрастает чувствительность системы, приводящее к возбуждению и посторонним шумам.

FIFO / Режим прерывания - в этом режиме включение каждого последующего микрофона приводит к отключению предыдущего

Режим «По запросу» — когда включен только один микрофон, остальные при нажатии на кнопку включения становятся в очередь. Как только включенный микрофонный пульт выключается, автоматически включается следующий в очереди.

Функции голосования, регистрации участников требуют наличия компьютера и оператора, следящего за ходом конференции и отслеживающего результаты голосования и зарегистрировавшихся участников. Данные функции, если они необходимы, лучше предусмотреть при покупке системы, т.к. для их последующего приобретения понадобится замена всех микрофонных пультов конференц-системы.

Отдельно стоит поговорить про Системы синхронного перевода.

Если проводной вариант полностью интегрирован в конференц-систему. Т.е. пульты переводчиков так же, как и обычные микрофонные пульты подключаются по цепочке к центральному блоку, а прослушивание перевода идёт через микрофонные пульты с встроенными селекторами каналов. То беспроводной синхроперевод это внешняя надстройка.

Традиционный пульт переводчика, скорее всего, не порадует заказчика чудесами дизайна, в первую очередь они разработаны для удобства работы переводчиков, поэтому их конфигурация остается неизменной уже много лет. Правильный пульт имеет возможность подключения как микрофона с наушниками, так и гарнитуры и поддерживает функцию «говорите медленнее», позволяющую подать сигнал выступающему, что переводчики не успевают. В серьёзных конференц-залах рекомендуется наличие двух переводчиков на один язык. Если для переводчиков нет отдельного помещения, то в зале устанавливаются специальные шумо-изоляционные Кабины переводчиков, подробнее о них ниже.

Беспроводная часть системы относится именно прослушиванию перевода, переводчики всегда привязаны к проводной части конференц-системы.
Обычно беспроводной перевод реализуется с помощью технологии Инфракрасной (ИК) передачи сигнала, поэтому для его подключения к конференц-системе требуются определенные преобразующие устройства, которые в итоге донесут сигнал до ИК излучателей.

Каждому участнику раздаётся индивидуальный ИК приёмник на определенное число каналов, с которого через наушники можно прослушивать выбранный канал перевода.

При проектировании подобных систем важно учитывать конфигурацию помещения, любые перегородки и колонны могут стать непреодолимой преградой на пути ИК сигнала. Поэтому при расчете числа ИК излучателей учитывается не только их мощность, но и параметры зала. Излучатели можно подвешивать на потолок/стену или располагать на напольных стойках. Никакого вреда человеческому организму они не наносят.