Если 2015 год был временем взрывоподобного роста потребительского спроса на дроны, то 2016 год имеет все шансы стать тем моментом, когда любопытные и творческие люди начнут успешно находить все новые способы для необычного и эффективного использования этих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), выходя за пределы человеческого воображения. Например, создавать с помощью дронов потрясающие световые 3D-шоу в сопровождении симфонического оркестра, вживую исполняющего Пятую симфонию Людвига ван Бетховена.
Проект Drone 100
Эта история началась тогда, когда Брайан Крзанич (Brian Krzanich), генеральный директор корпорации Intel, попросил Анила Нандури (Anil Nanduri), директора по маркетингу распределенных вычислений корпорации Intel, сотворить что-то привлекающее внимание с сотней летающих дронов. Он хотел, чтобы г-н Нандури нашел способ реализовать нечто необычное, что позволило бы расширить границы сознания и продемонстрировать людям принципиально новый опыт использования беспилотной технологии.
Анил Нандури передал этот вызов небольшой команде дизайнеров и исследователей из опытного центра Futurelab при организации Ars Electronica (город Линц, что в Австрии), занимающегося многопрофильными исследованиями и разработкой новых художественных применений для компьютерных технологий.
Результатом работы австрийской команды стал проект Drone 100 — пилотируемый рой из сотни оснащенных светодиодной подсветкой дронов, которые могут танцевать и рисовать объемные образы и сообщения в воздухе. Впервые необычное световое 3D-шоу, похожее на контролируемый фейерверк, состоялось в начале ноября 2015 года близ аэродрома города Торнеш, расположенного недалеко от Гамбурга, что в Германии. В то время, как рой беспилотных летательных аппаратов, управляемый с помощью специального программного обеспечения от Intel, озарил ночное немецкое небо, симфонический оркестр, расположившийся на земле в паре сотен метров от танцующих дронов, исполнил Симфонию №5 Бетховена.
Кроме того, представление сотни синхронно парящих дронов было занесено в «Книгу рекордов Гиннесса», как наибольшее количество одновременно взлетевших управляемых БПЛА.
Широкая общественность о столь необычном использовании беспилотных летательных аппаратов узнала спустя два месяца, когда Брайан Крзанич на выставке CES 2016 в Лас-Вегасе презентовал видеозапись светового 3D-шоу с танцующими дронами в осеннем немецком небе. В своем выступлении генеральный директор корпорации Intel отметил, что подобный опыт работы с БПЛА может быть использован вместо традиционных фейерверков, нивелируя обычные в таких случаях риски от применения пиротехнических средств. «Мы можем оставить прошлое позади благодаря креативному использованию дронов», — поведал г-н Крзанич собравшейся на CES аудитории. — «Это именно то, что я имею в виду, говоря про переосмысливание опыта использования новых технологий».
Пространственные пиксели
Для того, чтобы воплотить в реальность любую идею, Хорст Хертнер (Horst Hoertner), управляющий директор опытного центра Futurelab, и его команда из 15 человек фокусируются на будущем. «Только будущее поможет вам что-то создать», — рассказал г-н Хертнер. — «Все остальное уже создано. Надежда и любопытство — это те черты характера, которые позволят вам изобрести то, чего никто еще не делал».
Австрийская команда дала имя своей сотне дронов — «spaxels», образованное от слияния двух слов в словосочетании «space pixels», что в переводе на русский означает «пространственные пиксели». Этим они хотели показать миру, что беспилотные летательные аппараты, известные многим как оружие, могут быть использованы для реализации поразительных и социально значимых проектов.
Во время светового 3D-шоу сотней дронов управляли четыре пилота под руководством Мартина Морта (Martin Morth). Соответственно, каждый пилот контролировал по 25 БПЛА, когда они взлетали с футбольного поля под Гамбургом. Но до того, как дроны смогли оторваться от земли, инженеры-программисты создали программное обеспечение, позволившее каждому беспилотному летательному аппарату следовать своим курсом полета, включать и выключать свет, а также маневрировать в непосредственной близости от других дронов в сопровождении драматической музыки в живом исполнении симфонического оркестра.
«Мы разработали собственное программное обеспечение для наземного управления дронами. Это анимационное ПО, которое требует больших вычислительных мощностей», — рассказал Андреас Ялсовец (Andreas Jalsovec), сотрудник центра Futurelab, который отвечал за хореографию и дизайн шоу для проекта Drone 100. Параллельно он продемонстрировал свои сделанные от руки наброски, которые ему пришлось перенести в 3D-программу, чтобы поставить танец для светового 3D-шоу, задав таким образом точные позиции для каждого дрона во время всего полета. — «Мы просто взяли технологию и сделали из нее искусство».
Безопасность превыше всего
Основная цель участия в проекте Drone 100 для корпорации Intel заключалась в объединении любопытства и инноваций с маркетинговой составляющей. Но прежде всего им наглядно пришлось продемонстрировать всему миру, что такое применение БПЛА возможно и безопасно для людей. А начать пришлось с правительственных организаций, чтобы получить разовое специальное разрешение на проведение показательного светового 3D-шоу с сотней дронов в американском небе.
Регулирующие органы относятся очень серьезно к безопасности в воздухе, поэтому таким крупным игрокам на рынке дронов, как корпорация Intel, приходится брать на себя инициативу, чтобы продемонстрировать, что данные технологии несут в себе не угрозу, а только новые возможности и экономическую выгоду.
«Мы тесно работали и работаем с представителями управления гражданской авиации, чтобы понять, на что сейчас направлена их регулятивная политика, какие есть правила и положения, а также, чтобы убедить их, что дроны безопасны при реализации световых 3D-шоу наподобие этого», — рассказала Натали Ченг (Natalie Cheung), менеджер по продукции БПЛА в корпорации Intel и член команды Анила Нандури. — «Шаг за шагом мы демонстрировали Федеральному управлению гражданской авиации возможности нашей технологии.
Так как их основное внимание направлено на безопасность, мы постарались гарантировать ее соблюдение, реализовав все требования правительственного учреждения в нашей программной системе управления с функциональностью автоматического и ручного управления процессом. Мы доказали, что можем вместе работать над разными задачами, чтобы удостовериться, что такое использование дронов абсолютно безопасно».
Стоит отметить, что еще в ноябре 2015 года г-н Нандури возглавлял первую демонстрацию дронов в американском Капитолии в попытке раздвинуть регулятивные границы, которые сейчас вводят множество ограничений на эксплуатацию БПЛА, сдерживая развитие рынка этих устройств.
Американский дебют
Настойчивость корпорации принесла первые плоды: Федеральное управление гражданской авиации США пока в виде исключения из правил разрешала повторить проект Drone 100 — внесенное в «Книгу рекордов Гиннесса» небесное световое 3D-шоу — в первый раз на территории Соединенных Штатов Америки. В качестве места проведения шестиминутного воздушного представления была одобрена изолированная часть калифорнийского города Индио (округ Риверсайд в южной Калифорнии, США), расположенного в долине Коачелла (известной во всем мире благодаря проводимому там ежегодному музыкальному фестивалю).
Таким образом, когда однажды мартовское солнце спряталось за горизонт, а голубое небо потемнело, обозначив наступление вечера, жители Индио, а также соседних городов Палм-Дезерт и Индиан-Уэллс (да-да, то самое любимое американскими миллионерами место проведения всемирно известного теннисного турнира) смогли лицезреть завораживающие красочные точки, которые танцевали, как светлячки, все так же под живой аккомпанемент оркестра, расположившегося прямо под открытым воздухом. Специально приглашенные на световое 3D-шоу зрители сидели в 150 м от импровизированной посадочной площадки и наблюдали за 100 БПЛА, которые в ночном небе исполнили трепещущий балет мерцающих огоньков.
Сотня летающих роботов была запрограммирована синхронно отрываться от земли, выстраиваться в линию и создавать различные объемные фигуры, которые, благодаря импульсному управлению установленным на дронах светом, то появлялись, то снова исчезали в ночном небе. Особо отметим задумку с логотипом Intel в конце шоу, которая не оставит равнодушным ни одного маркетолога. Отныне четкая и контролируемая реклама в ночном небе становится реальностью.
В дополнение к хореографических движениям, все дроны были запрограммированы соблюдать 200-футовое (примерно 61 м) ограничение по высоте полета. Отметим, что буквально через несколько дней после проведения светового 3D-шоу в долине Коачелла это правило было повышено Федеральным управлением гражданской авиации США до 400 футов (122 м), демонстрируя, что нормативные акты могут развиваться навстречу индустрии.
Во время представления все 100 дронов были разделены на три равные группы, каждая их которых управлялась с помощью отдельного ноутбука. Четвертый, так называемый мастер-ноутбук, перекрывал их всех, а его работа контролировалась Джеффом Ло (Jeff Lo), пилотом, ответственным за управление дронами во время шоу и соблюдение безопасности в течение всего полетного времени.
«С моего лэптопа я в любой момент могу выбрать всех дронов и приказать им возвращаться домой», — поведал Джефф Ло, который работает менеджером по техническому маркетингу в корпорации Intel и имеет сертификат пилота, позволяющий ему управлять бипланом в свободное от работы время. — «Лицензия пилота необходима, так как на данный момент Федеральное управление гражданской авиации США требует ее наличие для осуществления управления коммерческими полетами БПЛА. Скорее всего, регулятор хочет, чтобы пилоты коммерческих дронов имели представление о том, как функционирует система управления воздушным трафиком, где находятся аэропорты, как быстро найти нужную информацию, а также могли предупредить других авиаторов в случае необходимости».
В это время как три помощника пилота мониторили заряд батарей и другие аспекты вверенной им группы дронов, Джефф Ло следил за погодными условиями и за тем, чтобы ни один из БПЛА не покинул пределы заданного воздушного пространства.
Компания Ascending Technologies, входящая в корпорацию Intel, была ответственна за постройку этой сотни дронов. Ноутбуки на базе процессоров от Intel использовались для разработки и запуска систем автоматизации и управления БПЛА. «Буквально гора данных, которые нужно обрабатывать, поступает от дронов каждое мгновение», — отметил г-н Ло.
Каждый дрон использует нелицензируемый диапазон частот 2,4 ГГц — тот же, что и Wi-Fi — для осуществления беспроводной коммуникации с командным центром на ноутбуках. Также эти БПЛА используют GPS и датчики барометрического давления для расчета своего текущего местоположения.
Один из бортовых процессоров управляет базовой механикой полета, например, контролирует удержание позиции или изменяет скорость вращения ротора, который задает направление движения дрона. Другой процессор запрограммирован принимать команды через беспроводную сеть для осуществления навигации, а также включения/выключения света или его изменения его цвета.
Джефф Ло уверен, что добавление дронам поддержки таких технологий, как компьютерное зрение, переход на более быстрый и свободный диапазон частот 2,4 ГГц, а также более лояльная регуляторная политика помогут сделать летающих роботов более интеллектуальными, надежными и безопасными.
«Полет всегда приносил мне удивительное чувство свободы, так как я мог двигаться в любом направлении», — поделился своими чувствами г-н Ло. — «Но, даже находясь не внутри дрона, я продолжаю испытывать то же чувство свободы передвижения в трех измерениях. А теперь умножьте его на сто и добавьте свет и музыку!».
На заре новой эры
Когда Федеральное управление гражданской авиации дало разрешение синхронный полет 100 БПЛА в американском воздушном пространстве, шестиминутное световое воздушное 3D-представление проекта Drone 100 среди калифорнийских песков стало первым событием в своем роде на территории Соединенных Штатов.
«Наша главная цель состоит в том, чтобы такие 3D-шоу стали постоянными. Мы хотим устраивать их на массовых мероприятиях, например, на стадионах во время различных событий, которые пользуются огромной популярностью», — признался Брайан Крзанич. — «Проект Drone 100 наглядно демонстрирует, что, когда искусство, технологии и правительственные постановления работают вместе, это открывает огромные возможности для использования воздушных роботов (дронов). Положительная регуляторная среда может стать важнейшим фактором, способствующим развитию беспилотных инноваций, их безопасному использованию и прогрессу отрасли в целом».
Конфиденциальность, конечно, также является общей заботой для многих, но команда энтузиастов из Futurelab наглядно продемонстрировала, что не всегда дроны следят за людьми. Напротив, люди могут смотреть на воздушных роботов как на произведения искусства, средства коммуникации или инструменты для проведения исследований.
Хорст Хертнер считает людей от природы любопытными и полными надежд, и его команда вложила эти чувства в проект Drone 100. «Эта движущаяся сила живет во всех нас. Она заставляет нас делать вещи, которые одни назовут безумием, а другие — гениальностью», — поведал г-н Хертнер. — «Проект Drone 100 — это прекрасный пример объединения искусства, технологий и общества для обнаружения новых возможностей».
Анил Нандури называет проект Drone 100 «зарей новой эры» для беспилотных летательных аппаратов. «Сейчас дроны получают новые человекоподобные чувства, поэтому они могут видеть и разумно реагировать, в режиме реального времени преодолевая препятствия на своем пути. Это открывает перед нами новые, креативные пути их использования», — заявил г-н Нандури.
Источники: Intel