Цифровая реставрация

Цифровая реставрация

В городке Тауль, что затерялся в Пиренеях в испанской Каталонии, находится одна из самых знаменитых жемчужин романского зодчества — церковь святого Климента Таульского (Saint Climent de Taull). В 2000 году она была внесена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Дабы сохранить оригинальные фрески XII века они были перемещены и в настоящее время хранятся в Национальном музее каталонского искусства (National Museum of Catalan Art, MNAC). Но это не остановило специалистов креативной студии Burzon Comenge, аудиовизуальной студии Playmodes, а также AV-интеграторов Charmex и Base2.

Недавно, благодаря инвестициям социального фонда La Caixa в размере $400 тыс., в церковь вернулись оригинальные настенные росписи в виде реалистичных световых проекций. А ключевую роль в этом проекте сыграли проекторы компании Christie.

Аннотация

Реализованный проект через виртуальные проекции воссоздает оригинальную роспись XII века аспиды (алтарный выступ в христианских храмах, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом) и всего пресвитерия (в католических храмах пространство между центральным нефом и алтарем). Шесть интегрированных в пространство церкви проекций высокой четкости позволяют пользователям вновь наблюдать иконографику, когда-то украшавшую аспиду.

Инновационный видео-мэппинг проекторов Christie не просто вдохнул новую жизнь в романскую жемчужину в городке Тауль, он также стал некой машиной времени, переносящей зрителя на без малого 900 лет назад. Воссозданные отображения оригинальных фресок выглядят настолько реалистично, что у посетителей создается впечатление, как будто средневековый художник только вчера закончил свою работу.

Ну а сам проект стал результатом последних научных изысканий и кропотливой работы студий Burzon Comenge, ответственной за реализацию самого проекта и анимацию, и Playmodes, курирующую техническую составляющую и музыкальное сопровождение. Технология видео-мэппинга в городке Тауль используется для средневекового искусства. В этом плане были приложены грандиозные усилия для захвата, прорисовки и отображения контента с исторической составляющей, характерной тому времени. Непосредственно перед созданием анимации было проведено исследование по выявлению характерных черт того, как в то время создавалась роспись. Затем, процесс создания картин был воссоздан в цифровом виде, слой за слоем, что позволило «оживить» фрески.

В итоге, проецируемые изображения были сделаны так, чтобы идеально стать на тех же местах, где ранее была оригинальная роспись, а с помощью саундрека создается необходимое эмоциональное влияние на зрителя. И, конечно же, он включается в себя оригинальные звуковые эффекты, записанные в долине Валь-де-Бои, где расположены девять романских церквей, которые внесены в список Всемирного наследия Испании (в том числе и церковь святого Климента Таульского).

Цифровая реставрация

Выполнение цифровой реставрации потребовало проведение восстановительных работ по приведению оригинала к первоначальному виду и доработке недостающих фрагментов фрески, потерянных в результате негативного влияния вибрации при ремонте и реконструкции здания церкви. Для этого команда художников-дизайнеров в качестве основы использовала фотографии высокой четкости оригинальной росписи, хранящейся в Национальном музее каталонского искусства. Они исследовали и исправляли недостатки, вызванные влиянием времени, а также нивелировали другие отметины (трещины, сдвиги, пятна и т.д.), появившихся на картинах уже в результате комплекса работ по сохранению и консервации в музее этого средневекового шедевра изобразительного искусства.

Целью цифровой реставрации было не просто придать византийскому образу Христа Пантократора ореол его средневекового эстетического величия, но и вернуть ему его былое эмоциональное значение, сделав его проще для понимания в современности — и все это нужно было сделать, не нарушая его исторической ценности.

Цифровая реконструкция

Цифровой процесс реконструкции состоял из двух этапов. На первом — были реконструированы все части церковной росписи, которые плохо просматривались или подверглись частичному разрушению в результате влияния прошедшего времени. Для этих целей тщательной обработке подверглось даже большое количество мельчайших деталей, чтобы полностью реконструировать фигуру, фриз или архитектурный элемент.

На втором этапе рабочая группа сконцентрировала свое внимание на обдумывании того, как выглядели те части, от которых ничего не осталось на церковных стенах, но о которых доподлинно известно, что они были, как, к примеру, группа апостолов. Было разработано представление того, как эти фигуры выглядели ранее, на основании других подобных сохранившихся элементов, изображенных на фреске.

Цифровая прорисовка

Цифровое восстановление цветов фрески было проведено с учетом задачи по последующей анимации на выходе. Это означало, что необходимо было использовать слои для распределения элементов рисунка, где в каждом слое присутствовал бы только один элемент. Данная процедура стала краеугольным камнем будущей анимации.

Сохранившаяся прорисовка, тем временем, была полностью или частично обновлена таким образом, чтобы отделить все базовые цвета, тени, осветленные и затемненные профили. Это дало креативной команде полный контроль над всеми слоями, позволив им манипулировать и анимировать их по отдельности.

Climent2

Восстановление 1123

Аудиовизуальный продакшн был назван Taull 1123 (название содержит двойную ссылку на название церкви и год, в котором она была освещена) и состоял из трех частей. Первая из них показывает современную роспись на стенах церкви, вторая — роспись, находящуюся на хранении в MNAC, а третья — восстановленную роспись на центральном церковном аспиде.

Отправной точкой для финального восстановления росписи стен стали остатки оригинала, включающие в себя все, что не было вывезено в музей, от мелких настенных деталей до значительных фрагментов драпировки, фризов и рисунков, так как они сами по себе обеспечивают зрителя богатой информацией. Цифровое производство изображения росписи следует всем правилам романской техники живописи, используя базовые цвета, тени, а также черны и белые профили.

Анимация

Видео-мэппинг в церкви святого Климента Таульского намеренно не содержит элементов красочного зрелища, свойственного проекциям, накладываемым на фасады зданий. Это особенный видео-мэппинг, который воссоздает церковную настенную роспись в образовательных целях, без лишней эстетики.

Изначально видео-мэппинг раскрывает иконографическую иерархию и образ Христа Вседержителя в используемой в Таулье технике живописи (отображенных в первой части аудиовизуального продакшна вплоть до представления Пантократора). В дальнейшем элементы фрески показываются более сюрреалистично и общая тональность аудиовизуального продакшна становится легче, позволяя сконцентрироваться на красоте изображений. В конце, когда воссозданная роспись была продемонстрирована, зрителям предлагается сравнить их с реальными.

Для создания анимации были использованы различные 2D- и 3D-методологии. Это позволило креативной команде опробовать различные варианты при реконструкции изображений настенной росписи, адаптируя каждый из этих способов под конкретные требования отображения каждого элемента и добавляя, таким образом, ценности финальной визуализации.

Проекция была наложена на центральную церковную аспиду с помощью шести проекторов, работающих с синхронизированным отображением контента с шести разных анимационных файлов.

Climent4

Саундтрек

Основой процесса создания сопровождающей проецирование музыки стал широкий круг музыковедческих исследований, ориентированных на нахождение основных аспектов, характерных средневековью с точки зрения используемых тогда музыкальных инструментов и самой композиции. Это исследование тесно опирается на работу по анализу инструментов ручной работы, сочетания их звучания и развитию цифровых инструментов. Результатом этой кропотливой работы стал саундтрек на основе комбинации звуков XII и XXI веков, сохраняющей баланс между языками средневековой и современной музыки

Видео-мэппинг: технический дизайн

Технически, видео-мэппинг требовал выполнение двух основных задач. Во-первых, необходимо было без потери качества минимизировать визуальное воздействие внешнего вида современных технологий, коим не место в церкви святого Климента Таульского. Во-вторых, необходима была интеграция оставшихся в аспиде элементов с оригиналами изображений, находящимися в музее MNAC.

Определение того, сколько видеопроекторов использовать и где их разместить, стало частью общего технологического процесса. В конечном счете, было решено использовать шесть проекторов, скрытых от взгляда общественности и расположенных в разных положениях и под разным углом, для проецирования изображений на вогнутую поверхность центральной аспиды и правильного их соединения.

Впоследствии была сделана очень точная виртуальная копия церковной аспиды, отражающую как ее геометрию, так и текстуру. Одновременно с этим были взяты фотографии в высоком разрешении оригинальных изображений настенной росписи в Национальном музее каталонского искусства, чтобы можно было объединить все в одной 3D-модели.

О решающей роли проекторов Christie

Шесть проекторов компании Christie использовалось для того, чтобы затопить аспиду и окружающие стены потоком проецируемого света. Данный проект является первой постоянной инсталляцией видео-мэппинга, который применяется в таком важном сооружении Всемирного наследия Испании. В компании Charmex уверены, что «это был совершенно инновационный и оригинальный проект для Испании, нечто мирового класса и настолько зрелищное, что для его реализации требовались лучшие профессиональные проекторы на мировом рынке. Поэтому без лишних колебаний предпочтение было отдано решениям компании Christie, благодаря их функциональности, производительности и надежности их команды».

Элой Мэдуэлл (Eloi Maduell), содиректор компании Playmodes объяснил, что на этапе выбора оборудования «был проведен детальный анализ рынка, а затем были проведены испытания с отобранными проекторами. В конце концов, благодаря качеству проецируемого изображения, насыщенности цвета и цене выбор был сделан в пользу решений компании Christie. Их проекторы с потрясающей цветопередачей и непревзойденным качеством картинки несут в себе огромную силу».

Для покрытия общей площади проецирования в 100 квадратных метров были использованы модели проекторов DHD550, DHD675, а также G-Christie серии, установленные у основания аспиды, в местах, как уже было сказано, максимально скрытых от посторонних глаз. Уникальная инсталляция потребовала специально разработанных креплений, изготовленных компанией MetalWork. В качестве аудио/видео программного обеспечения для синхронизации и воспроизведения использовалось решение компании Vioso совместно с решением компании Genfen для проецирования на выгнутых поверхностях (warping).

С помощью специального 3D-лазерного сканера была захвачена сцена будущего проецирования, что позволило художникам-дизайнерам создать виртуальную модель церкви и, впоследствии, интегрировать ее с виртуальной реставрацией хранящихся в Национальном музее каталонского искусства элементов изображений оригинальной настенной росписи.

Практическая ценность реализованного проекта с помощью проекторов Christie по-настоящему вдохновляет, учитывая то влияние, которое он оказал в деле восстановления исторической значимости и ценности для туризма церкви святого Климента Таульского. Поскольку проекторная установка является постоянно действующей, гости смогут увидеть восстановленную церковь в любое время, открытое для посещения широкой публике.

«Мы необычайно горды тем, что нам посчастливилось принять участие в разработке проекта такого масштаба и качества исполнения» — подчернул Элой Мэдуэлл. — «Это стало для нас серьезным испытанием на прочность, так как особенности реализации данного видео-мэппинга были намного более требовательными и сложными, чем на других проектах, в которых мы принимали участие ранее».

По материалам Projection Mapping Central