Голографическая проекция: шаг к будущему или сложная дорогая игрушка?

Голографическая проекция: шаг к будущему или сложная дорогая игрушка?

В шоу-бизнесе, будучи мертвым, часто можно получить гораздо более привлекательные варианты продолжения карьеры. Не верите? Просто спросите Элвиса, Джимми Моррисона или Джимми Хендриксона, всех тех, кто, умерев, по-прежнему продолжает продавать больше записей, чем большинство альтернативных или независимых музыкальных групп. В 2012 году голографическая технология еще подняла ставку для дорогой музыки умерших звезд, когда на Фестивале музыки и искусств в долине Коачелла в Индио (штат Калифорния, США) зрители были ошеломлены воссоединением на одной сцене уже умершего рэпера Тупака Шакура с еще живыми Доктором Дрью и Снуп Догом.

У феномена возвращения мертвых знаменитостей к новой жизни в виде голографических аватаров есть несколько знаменитых предшественников, таких как Пол Абдул, танцующий с ушедшей Джин Келли, а также Натали Коул в паре со своим покойным отцом Нэтом Коулом в музыкальном видео «Незабываемый». Но все это выглядит как карикатура по сравнению с тем, какой толчок для развития (как культуры, так и технологий) дало «воскрешение» Тупака в долине Коачелла. Одни специалисты увидели в этом будущее, другие — выползшее из могилы и уже почти забытое прошлое, третьи — и то, и другое. Последние, в основном, наслаждались возрождением забытой технологии (все равно, как будто опять взять в руки первый iPhone), справедливо указывая на тот факт, что по сути своей это был хорошо доработанный театральный прием, берущий свое начало еще со времен, когда президент Линкольн ходил посмотреть на постановку «Нашего американского кузена».

Базовая механика голограммы обязана иллюзии еще викторианской эпохи, называемой Призрак Пэппера (Pepper Ghost), которая была изобретена английскими учеными и использовалась в театрах еще в 1860-х годах. В соответствии с механизмом работы иллюзии, зритель должен видеть пространство основного помещения, где под углом в 45° к зрителю установлено стекло (отражающее и прозрачное одновременно), и не должен видеть скрытой комнаты. Граница стекла должна быть невидима. Этого можно достичь с помощью грамотно продуманного рисунка пола. Скрытая комната обычно идентична видимому помещению, но окрашена в черный цвет, и когда скрытая комната освещается, только объекты, отражающие свет, отражаются в стекле, создавая эффект призрачного изображения, находящегося в видимой комнате. Отражение в вертикально установленном под небольшим углом стекле создает присутствие трехмерного мерцающего призрака.

Создать подобную иллюзию перед более продвинутой, современной аудиторией гораздо сложнее, чем впечатлить потребителя, который для общения использует телеграф.

1_115939_1

«Воскрешение» Тупака Шакура на Фестивале музыки и искусств в долине Коачелла использует технологию, разработанную английской компанией Musion, расположенной в Лондоне. В частности, голографическая проекционная 3D-система высокого разрешения этой английской компании, которая может производить захват и проецировать действие в реальном времени настолько хорошо, как и записанные заранее изображения, позволяет актерам в режиме реального времени проецироваться на сцену практически с любого места и взаимодействовать с теми, кто на этой сцене находится (конечно, при условии достаточной пропускной способности развернутой между двумя локациями инфраструктуры двухсторонней коммуникации). Подобное голографическое взаимодействие было использовано премьер-министром Индии Нарендра Моди, который одновременно выступал с речью на 128 агитационных площадках по всей стране во время избирательной компании в 2014 году.

Система Musion Eyeliner использует видеокамеру высокой четкости, чтобы заснять действие, и проектор, который проецирует это действие на отражающий экран на полу, установленном слегка под углом по отношению к передней части сцены, где должно появиться изображение. Таким образом, это отражение перенаправляется вверх к полупрозрачному экрану Mylar, растянутому вдоль сцены, который и является площадкой для наблюдения аудиторией голографического изображения.

Контент, вернувший Тупака, был концепцией интерпретации визуальных эффектов компании Digital Domain Media Group, согласно которой: движение тела дублера было заснято на HD-видео, а некоторые индивидуальные особенности мертвого рэпера, включая его татуировки, были в цифровом виде наложены на эту запись, которая впоследствии была синхронизирована с архивными звуковыми записями голоса Тупака Шакура. К слову, компания воссоздала по этому же принципу две иллюзии в 2013 году на ежегодном музыкальном хип-хоп фестивале Колокола Рока, который ориентирован на альтернативный хип-хоп, в качестве виртуальных выступлений отсутствующих на мероприятии рэперов Eazy-E и Ol’ Dirty Bastard.

Все выглядит просто, не так ли? Технология существует, развивается и хорошо себя зарекомендовала, как часть уникального опыта на крупномасштабных мероприятиях для большой аудитории. Но где же все голограммы?

Жестокая действительность

Ника Смита (Nick Smith), президента американской компании AV Concepts, расположенной в городе Сан-Диего, которая организовала «воскрешение» Тупака в долине Коачелла, очень удивляет, как по-прежнему часто это событие упоминается для примера продакшна «живого» события. Что по-настоящему смущает его, так это каким маленьким был спрос на этот эффект с того времени, по крайней мере со стороны лидирующего продакшина популярных событий.

«Все еще существует повышенный интерес зрителя к этому событию — появление голограммы Тупака на фестивале в 2012 году до сих пор постоянно упоминается в информационном поле», — поведал Ник Смит. Но добавил, что реализация подобных проектов — дело кропотливое, сложное и весьма дорогостоящее.

Основополагающие технические составляющие данной концепции достаточно просты, что позволяет иллюзии прекрасно работать в идеальных условиях в хорошо контролируемой среде. Прежде всего, это относится к углу обзора по отношении к аудитории, высоте сцены, дистанции от сцены до зрительского зала, а также другим физическим и природным факторам. Но добиться этих идеальных условий не просто.

IMG_5101_compressed

«В подобной инсталляции существует множество вещей, которыми нужно учесть и управлять ими, и это является сложной задачей», — признался Ник Смит. На фестивале в долине Коачелла, по его словам, его команде пришлось пойти настолько далеко, чтобы учесть фазу луны в ночь проведения шоу и, таким образом, высчитать уровень необходимой освещенности. Что никто не смог предсказать в тот раз, так это эффект, создаваемый мощными волнами низкочастотного шума, который обычно характерен для хип-хоп шоу. «Когда полупрозрачный экран Mylar растянут вдоль сцены, он становится похож на ловушку для барабанов», — отметил Ник Смит. — «И бас действительно мог вызывать дребезжание экрана».

Также важным фактором, влияющим на массовое использование голограмм, является стоимость реализации подобного опыта. Кроме непосредственных затрат на проекционное оборудование и расходные материалы, существуют также существенные расходы на лицензионные отчисления за использование технологии, запатентованной компанией Musion, а также организации обслуживающей IP-сети необходимой пропускной способности. Ник Смит считает, что развертывание большой голографической системы для крупномасштабных мероприятий может стоить от $ 50000 и $ 100000. Отметим, что ранее в 2012 году в интервью MTV г-н Смит заявлял, что стоимость «воскрешенья» Тупака составляет от $ 100 000 до $ 400 000.

В 2014 году компания AC Concepts приняла участие в другом уникальном крупномасштабном проекте — инсталляции для рекламы продукции Nike, в ходе которой предварительно записанные голограммы звезд НБА Рассела Вестбрука, Криса Паула, Блейка Гриффина и Кармело Энтони на специальном мероприятии провели мастер-класс о спорте и позировали для селфи (прочитайте эту фразу еще раз и вдумайтесь: голограммы позировали для селфи). С точки зрения важности, это уникальное применение голографической технологии превзошло «воскрешение» Тупака, поскольку инсталляция для компании Nike наделила иллюзию большей эмоциональной составляющей: она реализовала взаимодействие в реальном времени между живыми и виртуальными людьми.

Также Ник Смит признался, что его компания в состоянии уменьшить размер иллюзии для небольших развертываний на таких мероприятиях, как выставки или брендовые магазины в торговых центрах. «Для таких инсталляций мы используем меньшие проекторы и лист стекла или акрила вместо специализированного дорогого полупрозрачного экрана Mylar», — объяснил президент компании AV Concepts.

Другие иллюзионисты

Другие компании также пытаются вывести на рынок свои версии технологии реализации голографического эффекта. Например, американский стартап Bleen Inc. из города Сан-Франциско запустил компанию по сбору средств для проекта реализации личных голографических систем, которые, как утверждают в американском стартапе, будут способны проецировать изображения более 8 футов (около 2,5 м) в высоту. Для этого им не потребуются никаких специальных приспособлений — экранов, линз или специальных очков для просмотра. Однако для успешной реализации потребуется специальное производство контента. Примечательно, что рекламные материалы Bleen Inc. ссылаются на голограмму Тупака Шакура в долине Коачелла. Также калифорнийская компания Technifex предлагает на рынке свои возможности проецировать Призрака Пэппера и другие голографические эффекты.

Другие представители Pro AV-рынка также надеются, что технология Призрака Пэппера получит широкое применение в цифровую эру. Пока существует понимание, что голографический контент должен быть исключительным, чтобы пройти проверку у медиа-подкованной аудитории. Лари Пол (Larry Paul), главный директор по технологиям компании Christie, лидирующего мирового производителя проекторов, который руководит производством линейки голографических проекторов, признался, что он удивлен, что этот эффект не используется настолько часто, как это можно было ожидать после того впечатления, которое произвела голограмма Тупака на людей.

musion-slider

«Я думаю, мир готов перейти на новый уровень технологии Призрака Пэппера», — заявил Лари Пол. — «Технология способна работать, а проекторы и дисплеи также готовы».

Голографические системы компании Christie были использованы во многих проектах. Недавно компания Tempest Technologies использовала пару 3D DLP-проекторов Christie Mirage HD10K-M со встроенными технологиями AutoStack и Twist для создания голограмм индейских рассказчиков в вашингтонском театре Tillicum Village’s Long House Theater. В то время, когда эффект был запущен, Барт Блек (Bart Black), AV-консультант компании Tempest Technologies сказал: «Театр Tillicum Village действительно хотел получить этот «ого» фактор себе, который бы впечатлял больше, чем хорошее актерское исполнение той же сцены».

Ник Смит с компании AV Concepts верит, что, скорее всего, сложность получения правильного контента для голографических систем сдерживает потенциальных пользователей. Не говоря уже о том, что останавливать их может и беспокойство о возвращении инвестиций, так как в определенных ситуациях применение голограмм может обойтись очень дорого. Тем ни менее, г-н Смит поведал, что его компания реализовала с дюжину событий с применением иллюзий с того шоу в долине Коачелла и имеет гораздо больше проектов в планах. Компания построила демонстрационный театр для продвижения своих решений. Президент компании AV Concepts не захотел сказать кто, но рассказал, что их будущие клиенты прийдут из корпоративных и розничных сегментов рынка. Они из тех, кто были впечатлены голограммами в прошлом. AV Concepts также продвигает голограммы для реализации в медицинских и военных целях.

Нику Смиту остается надеяться, что голографические проекции станут ежедневным инструментом для реализации событийного производства, а не удивительной новинкой, как это было до сих пор.
«Еще несколько лет назад построение проекционных объемных изображений было делом невозможным, хотя все технологии для ее производства — графика, проекторы и объективы — были уже доступны на протяжении долгого времени», — объяснил Нику Смит. — «Почему это не произошло раньше? То же самое и с голографическими проекциями. Мы только в начале пути, и взлетная полоса перед нами простирается еще далеко вперед».

По материалам InfoComm