Апгрейд АВ по-американски: спорт превыше всего

Апгрейд АВ по-американски: спорт превыше всего

Профессиональный футбольный клуб Каролина Пэнтерс, выступающий в NFL (Национальной футбольной лиге), во время межсезонья 2014 приступил к плановой реконструкции своего стадиона, носящего имя спонсора — Bank of America.

На данный момент завершился первый этап модернизации на общую сумму $65 млн, который включал в себя усовершенствования видео возможностей арены и полную реконструкцию стадионного звука.

Масштабы проекта

Арена, расположенная в городе Шарлотт (штат Северная Каролина, США), считается новой, так как была открыта в 1996 году. Она рассчитана на 75 413 зрителей и имеет два яруса для зрителей (верхний и нижний), а также двухуровневый клубный ярус со скайбоксами и ВИП-местами, расположенный между верхней и нижней чашей стадиона.

Оригинальная AV-система на стадионе была установлена в 1996 году, когда арена была открыта. Позже, в 2007 году, установленные тогда динамики были заменены на более мощные акустические системы. Но, спустя всего 7 лет со времени прошлой модернизации, руководство стадиона решило практически полностью поменять существующую на стадионе AV-систему, чтобы обеспечить зрительские места своих фанов более качественным аудио- и видеосопровождением.

Основные проводимые работы первого этапа модернизации в основном были сосредоточены на верхних ярусах стадиона. К слову, параллельно также была предусмотрена установка четырех новых эскалаторов. Работы по модернизации аудио/видеосистем с учетом современных и будущих потребностей проводились под строгим надзором консультантов из денверского офиса техасской консалтинговой компании Wrightson, Johnson, Haddon & Williams (WJHW).

Специально приглашенная для этого проекта команда консультантов WJHW спроектировала новую систему распределения звука на стадионе, два новых HD-видеотабло площадью более 1000 квадратных метров каждое (61 х 17 м), а также другие многочисленные AV-усовершенствования, произведенные на спортивной арене во время этой крупномасштабной модернизации.

30 акустических систем Meyer Sound CAL 96 были установлены над верхними ярусами по всему периметру стадиона Bank of America, как часть модернизации на общую сумму $65 млн

30 акустических систем Meyer Sound CAL 96 были установлены над верхними ярусами по всему периметру стадиона Bank of America, как часть модернизации на общую сумму $65 млн

Из-за большого количества непосредственно AV-работ, которые должны были быть полностью завершены в ограниченные сроки межсезонного перерыва, обязанности по их выполнению были возложены сразу на несколько компаний. Ответственным за координацию был назначен Марк Грэхэм (Mark Graham), младший партнер компании WJHW в офисе города Денвер. Поставщик-интегратор аудио- и видеоаппаратуры SE Systems, чей основатель и генеральный директор Клифф Миллер (Cliff Miller) в то же время является директором по звуку на стадионе) и компания-проектировщик акустических и аудиосистем James S. Brawley & Associates (которая ранее также уже ни раз участвовала в техническом обустройстве этой спортивной площадки) были привлечены к проекту для осуществления работ по установке аудиосистем в определенных зонах трибун и вспомогательных помещениях стадиона.

Выбор производителя акустических систем для инсталляции на стадионе пал на две компании — Eastern Acoustic Works (EAW) и Meyer Sound. Базирующаяся в городе Миннеаполис компания Parsons Technologies, подразделение компании Parsons Electric, также приняла непосредственное участие в поставке и инсталляции акустических систем Meyer Sound и EAW.

Звук верхнего яруса

Поиск подходящих мест, где бы можно было бы разместить элементы аудиосистемы, чтобы равномерно покрыть звуком верхнюю чашу стадиона (вмещает 36 640 зрителей), оказалось задачей не из легких. Марк Грэхэм поведал: «С двух сторон стадиона за воротами в нашем распоряжении была огромная структура, держащая видеотабло, которая обеспечила нам идеальное место для размещения длинноходовых динамиков, а также вспомогательных динамиков, покрывающих те части верхнего яруса стадиона, которые размещаются за воротами непосредственно возле огромных экранов. Также в нашем распоряжении были четыре фермы световых башен. Но этого явно было не достаточно для покрытия звуком всего пространства верхней чаши стадиона».

Чтобы обеспечить качественным звуком все остальные зоны между башнями, консультанты решили воспользоваться альтернативным способом: установили флагштоки по всему периметру верхней части стадиона. Раньше считалось, что, как правило, дополнительно установленных шестов с парой 12-дюймовых, двусторонних динамиков на каждом было бы достаточно. Но не сейчас. Дистанция зоны покрытия оказалась больше, нежели требовалось, чтобы подобная расстановка смогла бы обеспечить звучание, удовлетворяющее современным требованиям системы распределения звука, заложенным в данном проекте.

«Тогда мы начали искать другие варианты. В итоге мы пришли к той же концепции использования акустических систем CAL компании Meyer Sound, которая чуть ранее была реализована в Калифорнийском университете в Беркли для их Золотых медведей (студенческая футбольная команда)», — признался Марк Грэхэм. — «Домашняя площадка этой футбольной команды — Мемориальный стадион Калифорнийского университета в Беркли (вмещает 62 467 зрителей) — стала одним из первых мест, где были установлены вертикальные матричные акустические системы CAL, имеющие гибкую зону покрытия, благодаря возможности запрограммировать горизонтальную и вертикальную направляющие распространения звуковых лучей».

В результате на арене Bank of America были установлены акустические системы Meyer Sound CAL 96 более чем 3 м высотой и массой 78,5 кг. Каждая из них имеет 24 стомиллиметровых высокочастотных драйверов и 72 двадцатимиллиметровых низкочастотных конических твитера с собственными каналами усилителя и обработки. Данная концепция динамиков была специально разработана и оптимизирована для управления звуковым лучом.

Всего 30 акустических систем CAL 96 были установлены над верхними ярусами по всему периметру стадиона на специальных флагштоках, расположенных между световыми башнями на одинаковом расстоянии друг от друга. Динамики были настроены на производство вертикальной программируемой полосы звукового луча шириной 5 градусов с 30-градусным наклоном вниз. При этом флагштоки также были наклонены вперед на 10 градусов.

Чтобы обеспечить качественным звуком свободные зоны между башнями, динамики установили на специальных флагштоках, расположенных между световыми башнями на одинаковом расстоянии друг от друга

Чтобы обеспечить качественным звуком свободные зоны между башнями, динамики установили на специальных флагштоках, расположенных между световыми башнями на одинаковом расстоянии друг от друга

Кроме того, динамики EAW моделей QX564i-WP, MK2366i-WP, и MK2364i-WP, установленные непосредственно на осветительных башнях, обеспечивают дополнительное звуковое покрытие расположенных рядом зрительных мест в верхней чаше стадиона. Помимо этого, трехполосные акустические системы EAW серии QX и двухполосные модели динамиков EAW JF60zPL-WP были расположены на концах стадиона на конструкции двух огромных видеотабло, чтобы обеспечить качественным звуком расположенные рядом места зрителей.

«Три динамика QX564i-WP, пять MK2366i-WP и пять MK2364i-WP, установленных на каждой из четырех световых башен, обеспечивают качественным звуком зрительские места под ними», — рассказал Марк Грэхэм. — «Также мы разместили дополнительные динамики серии QX в верхней части двух новых видеотабло, которые позволяют покрыть звуком лежащие под ним зрительские места. О зрителях, располагающихся непосредственно возле табло, заботятся динамики EAW JF60zPL-WP, установленные в нижней части огромного дисплея».

Поскольку флагштоки с акустическими системами CAL располагались слишком близко к крайним зрительским местам, команде консультантов необходимо было предусмотреть покрытие звуком и этих «глухих» зон. «Мы убедили компанию EAW создать для нас небольшие звуковые колонки с шестью 150-миллиметровыми коаксиальными полностью компрессионными драйверами. По своему цвету, а также размерам ширины и толщины они были подобны моделям CAL компании Meyer Sound, поэтому установка их на те же кронштейны, на которых была закреплена основная акустическая система, никак не повлияла на внешний вид флагштоков».

Звук нижнего яруса

Нижние ярусы команда консультантов также разбила на зоны, на которые приходилось примерно одинаковые по своему размеру площади со зрительскими сиденьями. На каждой из них в качестве основного источника звука была установлена пассивная 3-полосная акустическая система EAW QX564i-WP, покрывающая все расстояние от верхней части нижнего яруса до поля. В качестве дополнительного аппаратного оборудования для этой же зоны, где также требовалось обеспечить доступность качественного звука для относительно небольших по своему размеру площадок вне зоны четкого действия основной акустической системы, использовались четыре пассивных 2-полосных динамика MK2366i-WP. Вся акустика нижнего яруса была монтирована на выступах более высокого яруса.

football-6

«Серия QX компании EAW — это отличные длинноходовые динамики, прекрасно подходящие для решения подобного рода задач. Внешне эта акустическая система представляет собой относительно компактную коробку с действительно качественным звуком и высоким уровнем громкости», — поведал Марк Грэхэм. — «Еще недавно динамики серии MK компании EAW были стандартным решением для реализации системы распределения звука.

Самое замечательное, на мой взгляд, в них то, что существует большое количество продуманных вариантов крепления этих акустических систем в зависимости от архитектуры несущей конструкции. И я всегда могу быть уверен, что внешний вид и звучание этих систем будет соответствовать требуемому уровню вне зависимости от используемого угла покрытия по вертикали или горизонтали — 60 ? 60, 90 ? 90 или 60 ? 40. То же самое относится и к моделям серии QX. Они предлагают техническую универсальность, сохраняя при этом привлекательный внешний вид».

Звук клубного яруса

Двухуровневый клубный ярус включает в себя 158 скайбоксов различных размеров с выходами на клубные ВИП-места, а также 8 полностью меблированные рекреационные комнаты для владельцев команды. Конструкция арены не способствует доступности на клубный уровень качественного звука как с верхнего яруса, так и с нижнего. Кроме того, клубный ярус расположен возле навеса, на котором были монтированы акустические системы нижней чаши стадиона. Таким образом, местоположение ВИП-зоны потребовало дополнительных усилий по обеспечению их качественным звуком.

Чтобы исправить ситуацию, в каждом из скайбоксов и люксов боссов были установлены двухполосные потолочные динамики EAW CIS400 с индивидуальным контролем громкости. Для нивелирования влияния низких частот, проникающих в клубные помещения сквозь перекрытие от установленных возле них упомянутых ранее акустических систем серии QX, были развернуты системы EAW TT212-WP LF Steering Woofers. С их помощью минимизируется эффект низкочастотных звуковых колебаний в скайбоксах и, в то же время, увеличивается энергия их распространения в обратном направлении. Модели EAW TT212 наиболее эффективны при установке на расстоянии одной четвертой от длины волны от динамиков серии QX.

Другие работы по модернизации AV-системы стадиона

Существующая на стадионе аппаратно-программная платформа цифровой обработки и распределения звука Q-Sys компании QSC также была усовершенствована. В частности, основные подрядчики по звуку (Клифф Миллер (Cliff Miller), основатель компании SE Systems, и Джим Броули (Jim Brawley), основатель компании James S. Brawley & Associates) провели большую работу по модернизации акустических систем вспомогательных помещений стадиона — рекреационных зон возле трибун, общего транзитного коридора по периметру стадиона и служебных помещений клубной ВИП-зоны, — которая потребовала дополнительной аппаратно-программной мощности от установленной системы Q-Sys. Кроме того, проведенная модернизация акустических систем стадиона потребовала расширения I/O-возможностей комнаты аудиовещания на базе цифровой микшерной консоли Yamaha PM5D.

В ходе проекта были построены четыре новых компактных помещения для усилителей (по одному под каждой световой башней), где были установлены стойки для монтажа усилителей высокой мощности серии Audio PowerLight 3 компании QSC, которые призваны обеспечить питанием как установленные на стадионе акустические системы EAW, так и запланированные к установке впоследствии программно-аппаратный комплекс по предоставлению Wi-Fi-доступа и усовершенствованию услуг сотовой связи на стадионе.

Пригодилось и старое аудиооборудование. Установленная шесть лет назад система изменяемых линейных массивов (серия Variable Line Array, VLA) компании JBL Professional — два массива по шесть 3-полосных акустических систем VA301H-WRC в каждом и два массива по шесть 3-полосных акустических систем VLA601H-WRC в каждом — не была отправлена «на помойку». Теперь она используется для проведения эвакуации и передачи экстренных сообщений.

Видео на стадионе

Как уже было сказано ранее, на спортивной арене Bank of America было установлено два новых HD-видеотабло площадью более 1000 метров квадратных каждое (61 х 17 м) на базе модульных светодиодных экранов компании Daktronics. Имея несколько уровней защиты от вандализма, данные дисплеи способны воспроизводить видеоизображения высокий четкости с отличными характеристиками яркости и контрастности, а также широким углом обзора. Они способны как показывать один большой на весь экран видеоповтор интересного момента матча, так и быть разделены на несколько зон с разнообразной статической, графической и анимационной информацией, рекламными объявлениями спонсоров и т.д.

На спортивной арене Bank of America было установлено два новых HD-видеотабло площадью более 1000 метров квадратных каждое (61 х 17 м) на базе модульных светодиодных экранов компании Daktronics

На спортивной арене Bank of America было установлено два новых HD-видеотабло площадью более 1000 метров квадратных каждое (61 х 17 м) на базе модульных светодиодных экранов компании Daktronics

Кроме того, по всей окружности стадиона было инсталлировано два ленточных дисплея Daktronics в 1,5 м в высоту и 20-миллиметровым интервалом между линиями каждый. Первый из них длиной 580 м был расположен на выступе под верхним ярусом, второй из них длиной 610 м — вдоль клубного уровня стадиона. Они могут быть использованы для демонстрации спонсорских сообщений, «живой» статистической и игровой информации и т. д. Таким образом, домашняя арена футбольного клуба Каролина Пэнтерс стала одним из первых открытых профессиональных стадионов сразу с двумя 360-градусных ленточными дисплеями.

«Нашим болельщикам и спонсорам очень понравился новый внешний вид стадиона в результате его аудиовизуального обновления. Новые дисплеи в сочетании с новой системой полного распределения звука помогут нашему классическому американскому стадиону перейти на новый уровень комфортности», — поделился своими впечатлениями Дэнни Моррисон (Danny Morrison), президент профессионального футбольного клуба Каролина Пэнтерс.

«Для меня данный проект стал хорошим примером того, как гладко может быть осуществлена инсталляция работающей вместе командой, хоть и собранной из разных компаний», — поведал Марк Грэхэм. — «И, когда во время тестовых испытаний после трех дней настройки, президент клуба вышел на поле и показал мне большой палец вверх, я был безмерно счастлив. Все компоненты новой AV-системы работают действительно очень, очень хорошо».

По материалам AV Network